Протоиерей Виталий Ткачев: проповедь на тему евангельского чтения о воскрешении дочери Иаира



Такое евангельское событие, братия и сестры, повествует нам о чуде воскрешения двенадцатилетней отроковицы, дочери Иаира. Но в этом событии есть ещё и моменты, в которых Господь хочет нам сказать о правильной вере. Мы видим здесь как бы два случая, два отношения к Господу, два чуда, которые произошли.
Одно – исцеление кровоточивой женщины. Она много времени, двенадцать лет, как сказано в Евангелии, страдала болезнью и испробовала все средства, истратила всё своё имение и не могла быть исцелена ни одним из врачей. Но не теряет веры, надеется, что Иисус, Который до этого сотворил уже много чудес, сможет дать здравие и ей. И вот, подойдя сзади, она прикасается ко Христу. Надо также помнить, что в Ветхом Завете это было строжайше запрещено: женщина, которая страдала кровотечением, считалась нечистой, и своим прикосновением она также оскверняла человека. Даже к ней не прикасались – таков был обычай. И вот она, нарушив это правило, прикасается к Иисусу. И тотчас чувствует, что исцелилась. Господь хочет открыть это людям, окружавшим Его, и говорит о том, что «кто-то прикоснулся ко Мне». Недоумевают апостолы, недоумевает народ, и Пётр говорит: «Наставник, народ окружает Тебя и теснит, а Ты говоришь, что кто-то прикоснулся к Тебе». И вот Господь всё-таки открывает эту женщину, и она объявляет перед всем народом о том, что произошло с ней. И Бог говорит такие слова: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Иди с миром». Дерзновение её было оправдано Господом. Он похвалил её веру. Сказал что вера, именно вера дала то, что Господь сотворил чудо исцеления.
Далее мы видим, как Господь приходит в дом Иаира, и видит народ, собравшийся плакать об умершей девице. И Он говорит слова, которые воспринимаются народом с недоумением и даже, более того, со смехом: «Она не умерла, но спит». Как сказано в Евангелии, смеялись над Ним, зная, что она умерла. Здесь мы видим неверие людей, неверие в то, что может свершиться что-то чудесное. Неверие, что может произойти то, что, как кажется, сейчас невозможно. И в этом Господь обличает их, обличает самим чудом воскрешения дочери. Он высылает всех вон, и говорит девице: «Встань!» И она встаёт тотчас и ест пред Ним. И удивляются родители её, а Он же повелевает им не рассказывать о том, что они видели, о том произошедшем чуде.
Так, второй случай показывает нам, что знание порой бывает противно вере. Часто оно помогает человеку уверовать, но иногда становится препятствием для того, чтобы вера стала глубже, стала шире. И как часто мы что-то знаем, и в этом своём знании остаёмся неизменными. Если мы что-то принимаем на веру, то рассматриваем это с точки зрения своего знания. Мы как бы анализируем то, что нужно принять именно сердцем. Это особенность нашего времени. Мы привыкли доверять более своему уму, нежели сердцу. И если бы в сегодняшнем Евангелии кровоточивая женщина рассуждала бы, как рассуждают многие, то она бы не пошла к Иисусу, не стала бы нарушать установления религиозные, не стала бы прикасаться к Нему и не имела бы дерзновение, которое исцелило её. Так мы часто, идя к Богу, обращаясь к Нему, останавливаемся на какой-то ступени и как бы говорим себе: «Ну вот, ты уже немного поднялся, ты уже человек верующий, ты умеешь молиться, а дальше… Зачем тебе идти дальше?! Всё и так хорошо, всё и так достаточно». И не хватает нам того дерзновения, которое приведёт нас ко спасению. Потому что есть движение духовной жизни – нет остановок. Или человек идёт к Богу, или удаляется от Него. Если он движется к Богу и останавливается, то, значит, следующим движением будет обратное отступление от Бога. Поэтому нам, братия и сестры, в нашей жизни, памятуя пример этой женщины, которая с дерзновением подошла к Господу, не задумывалась о том, что о ней скажут люди. Может, она где-то втайне и понимала, что сможет сокровенно совершить то, на что решилась. Но Господь открыл её. И она, поклонившись Ему, объявила перед всем народом, как произошло с ней чудо, и отчего она была исцелена. Её похвалил Господь. Возможно, кто-то из окружавших и осудил её дерзновение, сказал, что она сделала не так, как было установлено в те времена и как следовало по определённым религиозным или моральным правилам. Но, самое главное, для этой женщины было то, что Господь принял её, и исцелил, и дал здравие.
Так и нам, когда мы стремимся к исцелению нашей души не надо останавливаться. Не надо думать, что вот мы как-то подождём, как-то с нами само собой произойдёт; нужно идти к Господу, двигаться к Нему. Потому что Господь ждёт от нас этого движения, ждёт, что мы покаемся, что в нас произойдёт изменение, изменение в нашем сознании. Но мы часто закрываемся как бы в некий кокон и пытаемся сохраниться в нём. Думая, что всё вокруг нас – против нас. Но Господь за нас, Он ждёт нашего покаяния, чтобы в нашем сердце родилась любовь к Богу. Не расчётливые и холодные знания о Господе, не выполнение обрядов, не механическое участие в церковной жизни, а именно любовь, которая одна только и спасает человека, которая одна только и даёт единение с Богом, искомым всякой душой человеческой.
Если, братья и сестры, Господь и воскресил дочь Иаира, то это было чудо для вразумления собравшихся. Для вразумления даже отца и матери дочери, потому что все были уверены, знали, что она умерла. Так часто и нам для вразумления Господь посылает какое-то небольшое чудо, какое-то небольшое воскрешение, нам порой кажется, что наши отношения с тем или иным человеком уже умерли, они никогда не восстановятся. Нам кажется, что ЭТОГО мы сделать не можем, что с нами ЭТО не произойдёт, что ЭТО умерло. Но Господь нам для вразумления восстанавливает отношения с человеком, даёт возможность исправить какую-то свою ошибку, даёт сделать что-то то, на что мы и не надеялись. И в этом надо благодарить Господа, надо помнить, что для Господа нет ничего неосуществимого. Нужно только открыть Ему своё сердце, открыть так, чтобы Он смог действовать в нём, действовать в нашей жизни, участвовать в ней. Не нам самим решать, не нам самим делать, не надеяться на себя только, но надеяться на Господа. Дать Ему то, на что Он имеет право, но не вступает в свои права по причине нашей свободной воли, по причине того, что мы вольны делать выбор.
Но если мы поступаем так, как хочет Господь, Господь этому помогает и содействует. Господь не оставит человека, идущего и стремящегося к Нему.
Это надо нам помнить, братья и сестры, и не удивляться, когда с нами происходит что-то чудесное. Но и не гордиться этим, потому что часто мы от общения с Богом попадаем в другую крайность. Мы думаем, что мы заслуживает этой благодати, этой радости от общения с Творцом своим и Создателем. И в этом есть для нас опасность, потому что, погордившись каким-то духовным дарованием или каким-то стечением обстоятельств, совершившихся с нами по воле Божием или услышанной им нашей молитвой, мы тут же теряем то, что приобрели, теряем благодать. Мы сразу же отпадаем от той живительной силы, которую Господь даёт нам через смирение. Ибо, как сказано в Евангелии, гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Это непреложный закон, непреложная истина, и она совершается в наших сердцах изо дня в день. Как только мы смиримся, мы тут же чувствуем благодать, радость - близость Господа от нас. Как только мы возгордимся, как только мы в себе поднимем своё самолюбие, сразу чувствуем опустошение, чувствуем холод, безжизненность, безрадостность. И в этом стремлении быть значимыми, быть заметными, быть важными, быть нужными, мы часто оступаемся. Мы стремимся к этой значимости не от того, что хотим помочь людям, сделать добро, хотим послужить Господу, а от того, чтобы утвердиться нам самим, в собственных глазах обрести вес. Это одно из греховных проявлений нашей падшей природы. С этим надо бороться не только для того, чтобы в этой жизни прожить благополучно и счастливо в общении с Богом, но и для того, чтобы свою душу спасти, и в этом Господь нам помогал и не оставлял, и мы пришли в конце нашего жизненного пути к Нему с чистой душой и твёрдой верой, со смирением и любовью.
АМИНЬ.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.