Протоиерей Виталий Ткачев: воскресная проповедь на тему Евангельского чтения об исцелении гадаринского бесноватого



Такое Евангелие, братья и сестры, говорит нам о той духовной борьбе, которую род человеческий, род христианский ведет с духами злыми. Этот евангельский рассказ отражает нам реальные события. Но мы слышим его как притчу, которая показывает не только то, как человек может быть уязвлен, насколько он беззащитен, насколько он немощен перед духами зла. Мы видим несчастного, который одержим бесами, и множество их, по свидетельству самих же бесов, вселилось в него. И Господь, приблизившись, повелевает выйти тем духам, которые в нём обитают. На что человек падает пред Ним, но не для того, чтобы поклониться ему, не для того, чтобы воздать Ему славу, но чтобы сказать ему: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня!»
Мы видим, что приближение Сына Божия для бесновавшегося - страдание. И хотя он и осознает, Кто пред ним, но, тем не менее, это исповедание – не акт веры - просто признание силы Божией, совершающейся над духами злобы. И Иисус, чтобы показать нам, насколько Лукавый подвластен Богу, вступает в разговор с ним. Он задаёт, казалось бы, обычный вопрос, обращённый к бесновавшемуся: «Как имя тебе?» На что тот говорит: «Легион». И Евангелист поясняет, то, что множество бесов вошло в сего человека.
Бесы просят Господа, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, которые пасутся тут же при горе. И, получая на то изволение, они повергают всё стадо в бездну, и губят его. Когда приходят люди по зову пастухов, то видят одержимого исцеленным, в здравом уме, сидящего у ног Иисуса. И, как сказано, просил весь народ, вся гадаринская окресность, удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом.
Это то смущение людей, к которому, как мы видим, бесы стремились, и чего добились в своей злобе. Явно осознав исцеление бесноватого, народ, вместо того, чтобы пригласить Иисуса в свой город, услышать и принять Его проповедь, просит Его удалиться.
Нам кажется, что это событие мало чем относится к нам, к нашей жизни. Мы или не встречаемся вовсе, или очень редко встречаемся с людьми явно одержимыми, которые проявляют своё беснование. Мы редко, по милости Божией, вступаем в явный контакт с некой злобной духовной силой. Но в этом Евангелии есть моменты, которые для нас не только назидательны, но и очень важны в духовной жизни.
Первый – исповедание бесноватым Сына Божия. «Сын Бога Вышнего», - говорит он Христу… То есть ему открыто, что перед ним Сын Божий, но это не даёт ему веры. Так и нам нужно помнить, что, порой, одно знание о Боге не даёт человеческой душе того Света Веры, который может ее спасти. Одно только знание, без любви к Богу бывает, порой, безплодным.
Второе - человек одержимый испытывает мучения от встречи с Иисусом. Так часто в нашей жизни человеческая душа подвергается нападкам бесовским по попущению Господа. Но если душа не ограждена благодатью Божией, то нет у неё защиты, нет у неё помощи, тогда она погружается в пучину страстей, живёт по своим страстям и похотям, получает от них удовольствие, питается ими, и тогда всякое воспоминание о Боге, всякое Божественное приближение вызывают страдание. Мы это можем видеть во многих людях, в которых даже слово о Христе вызывает раздражение и иногда гнев, злобу совершенно беспричинную и беспочвенную. И надобно помнить, что мы можем подвергаться в какой-то степени такому ожесточению. Как-то незаметно, исподволь, но в какой-то момент в нас явно теряется тяга к Богу. Теряется то стремление, с которым мы когда-то шли к Нему, которым мы жили, которое мы искали, которое было целью нашей жизни. Не от того, что мы привыкли к общению с Богом. Нет, привыкнуть к общению с Богом невозможно. Ибо чем больше человек общается с Господом, тем больше и больше ему хочется быть с Ним. Тем больше и больше в нём возрастает стремление к святости, тяга к Свету Христову. А когда душа заполняется грехом, и страсти овладев ею, начинают управлять человеком. Нас влечёт, тянет к чему-то совершенно другому, тянет к какой-то страсти, какому-то греху. Но всегда надобно помнить, что есть только один способ очищения души – это искреннее покаяние с осознанием того, что с нами происходит. А лукавство бесовское заключается в том, чтобы человек не понял, что с ним происходит. Всеми силами, всеми помыслами бес пытается убедить в том, что грех - это нормально – нет ничего постыдного, ничего трагического. И вот для нас должно быть знаком тревоги, сигналом к бдению - наше охлаждение к Богу потеря той живости, той радости, с которой мы ранее шли к Нему, исповедовались и причащались.
Мы все живём во время очень нелёгкое и сложное, и множество разнообразных событий проносится через наше сознание, через нашу душу. Множество мыслей связаны с той информацией, которую мы получаем из разных источников. Всё это приводит к некому хаосу в душе. И без молитвы невозможно привнести в душу порядок. Невозможно привести сознание в ту стройность, в котором оно должно быть по Божьему Промыслу, к той гармони, в которой Господь его создал. Памятуя это, мы начинаем понимать слова Господа, сказанные Им после того, как спустился с горы Фаворской и увидел учеников своих, тщетно пытающихся изгнать из отрока беса. И когда Он изгнал, апостолы спросили его, почему они не смогли? Господь ответил: по маловерию вашему. И далее добавил: «Сей же род изгоняется постом и молитвой». Так вот, молитва – это одно из важнейших средств в борьбе за свою душу. Борьбы не только с духовными врагами, но и, в первую очередь, своими собственными внутренними изъянами. Вторым условием Господь назвал пост, то есть ограничение себя в том, что неполезно душе. Ибо порой мы думаем, что какие-то действия наши, пусть они и неблаговидные, пусть они, в какой-то степени, может быть, и греховные, но они могут быть остановлены по нашему желанию.
Начиная много есть, мы думаем, что захотим – остановимся и перестанем, будем поститься строго. Начиная много спать, мы тоже думаем, что выспимся когда-нибудь и будем бодрствовать. Также и с другими грехами. Но есть в духовной жизни некая точка невозврата. Невозврата человека, без особого проявления Божественного Милосердия, к состоянию добродетельной жизни. Так, пьяница, который пьёт и думает, что остановится, не сможет сделать это сам. Или человек, который погрузился в пучину игр, игрового влечения, тоже думает: если захочет, то эту страсть оставит, но это также редко случается только по его воле, его желанию.
Существует некая привязанность души ко греху. Особенно, когда человек надеется на свои собственные силы. А нужно просить Господа, чтобы Он помог нам избавиться от греха.
Ещё один момент в сегодняшнем Евангелии вызывает недоумение: люди, жители земель Гадаринских, просят Господа отойти от пределов их. Как сказано в Евангелии: «Они были объяты великим страхом». Но что это был за страх? Страх того, что они видели чудо, познали страх Божий, когда человек, осознавая величие Всевышняго, благоговейно трепещет перед Творцом? Нет, это был другой страх. Боязнь потерять что-то близкое, что-то понятное, привычное. Как часто мы живём в своём удобном, уютном внутреннем мире, в котором нас всё устраивает, и нам кажется, что он есть для нас спасительный и правильный. И потихоньку-потихоньку мы теряем тот огонёк любви Божией, который Господь пытается в нас сохранить. Мы уже механически обращаемся к Богу, потому что привыкли. В молитвах у нас нет той сосредоточенности, тех чувств, которые были ранее. Мы знаем, что для нас спасительно и необходимо участвовать в церковной молитве. Но, приходя в храм, мы не чувствуем обновления души, которое испытывали когда-то. И вот в нашу жизнь вторгается какое-то событие, происшествие, какой-то случай, какие-то взаимоотношения с людьми, что-то то, чего мы не ждали и чего мы не хотели. И мы нередко начинаем малодушничать: «Господи, почему так? Почему это произошло? Что я сделал неправильно?» А Господь просто хочет, чтобы мы не были теплохладными, чтобы наша теплохладность превратилась в горячую веру. Как сказано в «Откровении» Иоанна Богослова, Господь обращается к нам, как к ангелу Лаодикийской церкви, Он говорит: «Если бы ты был холоден или горяч, я бы принял тебя, но так как ты не холоден и не горяч, то я исторгну тебя от уст Своих». Он говорит о том великом искушении, которое порой испытывает душа всякого верующего человека. Это испытание охраждения веры, теплохладности. И не только душа, но, порою, и всё общество бывает подвержено этой болезни. Подвержено настолько, что Господу приходится великими потрясениями приводить в чувства души людей. Так было и в великие переломные моменты истории, когда Византийское, казалось бы, многовековое Православное Царство было отдано на разграбление варварам. Так было и в прошлом столетии, когда и наша, православная держава, подверглась жесточайшему испытанию. Так бывает и отдельно с каждым человеком, который, охладев, приводится в чувство движением Божественной Любви. Но Любовь эта бывает и скорбной, и трагичной, и, как нам кажется, жестокой, но всегда необходимой для спасения. И вот в сегодняшнем Евангелии, мы видим, что гадаринцы пришли в ужас от того, что соприкоснулись со своим Творцом и Создателем. И этот ужас того, что им придётся многое менять в своей жизни, если примут Христа, заставил их просить удалиться Его.
Нам, братия и сестры, надобно помнить этот случай. Помнить и когда мы столкнёмся с этой ситуацией или в жизни своей, или в душе своей, когда на нас придёт ужас посещения Божия, так как посещение Божие бывает не только величественным и славным, но бывает для нас и исполненным ужаса. Чтобы нам не сказать Господу: «Отойди из пределов души моей, отойди, потому что я боюсь того, что со мной произойдёт, я боюсь того, что со мной будет, ибо мало во мне веры». Вот этого бы нам не сказать Господу, когда придёт время испытания нашей веры. И нам надобно просить Бога, чтобы он дал нам крепость, дал нам терпения в той внутренней борьбе, которую мы ведём. Дабы прийти ко спасению и быть наследниками Царства Божия.
АМИНЬ.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.